Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками определены ст. 37 Конституции РФ: каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Государственный надзор и контроль

Федеральный государственный надзор в сфере труда регламентирован постановлением Правительства РФ от 21 июля 2021 г. № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Виды контроля соблюдения требований охраны труда

В нашей стране существуют 3 вида контроля охраны труда:

  1. Государственный. Ведется госорганами и профильными инспекциями на федеральном и местном уровнях. Осуществляется с помощью проведения обследований, проверок, по итогам которых выдаются обязательные к исполнению предписания по устранению нарушений в области охраны труда и привлечению к ответственности виновных. Осуществление государственного контроля возложено на Федеральную инспекцию труда. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют надзор за выполнением правил безопасности при ведении работ различных видов наряду с Федеральной инспекцией труда. К числу таких органов относятся Ростехнадзор — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, и Роспотребнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и защиты человека. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления отвечают за внутриведомственный государственный контроль исполнения трудового законодательства. Общий надзорный государственный орган — Прокуратура РФ. Органы государственного контроля проводят плановые и внеплановые проверки. Плановые проходят 1 раз в 3 года, внеплановые могут быть вызваны:
  • жалобой на нарушение охраны труда;
  • окончанием срока, который был дан на устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
  • несчастным случаем на производстве;
  • запросом работника на проведение проверки его рабочего места на соответствие условиям безопасности труда.

Потребовать провести проверку может вышестоящая организация — Министерство. Правительство РФ, Прокуратура.

  1. Ведомственный. Это надзор вышестоящих организаций по отношению к подчиненным предприятиям. Осуществляется министерствами, департаментами и т. д. Проверяется выполнение требований безопасности труда, гигиены труда. Цели проверок в подведомственных организациях — выявление нарушений в области ОТ; предупреждение нарушения прав сотрудников подчиненных организаций, их законных интересов; принятие мер по восстановлению прав работников, если они были нарушены; привлечение должностных лиц, которые виновны в нарушениях законодательства об охране труда, к ответственности; надзор за мероприятиями по предотвращению травматизма на производстве, профессиональных заболеваний.
  2. Общественный. Согласно ТК РФ, одно из основных направлений государственной политики в области охраны труда — содействие общественному контролю за соблюдением прав работников, их законных интересов. Общественный контроль осуществляется профсоюзами и другими представительными органами, которые уполномочил коллектив. Чтобы работники и работодатели смогли совместно действовать и обеспечить соблюдение требований охраны труда на предприятии создаются комиссии или комитеты по охране труда, являющиеся частью системы управления охраной труда на предприятии.

Виды контроля являются частью системы контроля требований ОТ. Однако различают еще и ступени контроля.

Одна из важнейших частей системы по охране труда — трехступенчатый контроль. При большой численности сотрудников один специалист по охране труда, а иногда даже соответствующий отдел могут не справиться. Поэтому контроль за соблюдением норм ОТ на предприятиях ведется постоянно руководителями разных уровней:

  • первая ступень — ведут непосредственные руководители работ: технологи, мастера, механики, на своих объектах. Проводится ежедневно;
  • вторая ступень — еженедельный контроль, который проводят начальники участков, стройплощадок, цехов;
  • ежемесячно контроль ведут руководители, главные специалисты или лица, которые их замещают.

При проведении проверок руководители работ проверяют рабочее место, освещенность, вентиляцию, оборудование, инструменты, сигнализацию, наличие у работников СИЗ и т. д. Результаты проверок записываются в журнал 3-ступенчатого контроля.

Во время проверок специалистами второй ступени проверяются помещения и рабочие места в них в целом,у работников могут быть выборочно проверены знания по ОТ, проверяется, как устранены недостатки, которые выявила прошлая проверка, и т. д. Потом делается запись в журнале 3-ступенчатого контроля и вырабатываются пути устранения выявленных при проверке недочетов и недостатков.

Проверки третьей ступени проводят главный инженер и комиссия, которую он возглавляет. Проверяют:

  • в каком состоянии находятся рабочие места и помещения в целом;
  • состояние оборудования, которое непосредственно задействовано в производстве;
  • в рабочем ли состоянии находятся средства защиты, в том числе индивидуальные;
  • устранены ли недостатки, которые выявлены на 2 предыдущих ступенях, как идет процесс их ликвидации;
  • как выполняются решения, приказы руководства, профсоюзных органов по охране труда.

Крупные предприятия проверяются по графику. Каждое подразделение должно быть проверено не менее 4 раз за год, неблагополучные с точки зрения охраны труда — не менее 6 раз за год. Итоги работы инженера и возглавляемой им комиссии также записываются в журнал 3-ступенчатого контроля, обсуждаются решения комиссии, а также пути повышения уровня безопасности проводимых работ. Совещание комиссии оформляется протоколом.

Состав комиссии по ОТ: главный инженер и другие главные специалисты – главный технолог, главный механик, представитель профкома предприятия, специалист по ОТ, медицинский работник, пожарный.

Система контроля состояния охраны труда работает только в том случае, если все ступени четко выполняют свои функции.

Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда

Поиск Лекций

В силу всеобщности и многоплановости требований охра­ны труда ее вопросы оказываются не только частью трудово­го законодательства и иных нормативных правовых актов по обеспечению специальных видов безопасности деятельности человека, например промышленной, транспортной, пожарной, экологической и т.п., но и подпадают под различные виды государственного надзора и контроля.

  • Государство контролирует выполнение работодателем государственных нормативных требований охраны труда с по­мощью специально предназначенных для этого государствен­ных органов (надзоры, инспекции, называемые ныне все чаще на федеральном уровне службами).
  • Деятельность органов государственного надзора осуществ­ляется на основе принципов законности, объективности, не­зависимости и гласности, уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
  • Высший государственный надзор за точным и единооб­разным исполнением всего законодательства, в том числе тру­дового законодательства и иных нормативных правовых ак­тов, содержащих нормы трудового права, куда входит охрана труда, осуществляется Генеральным прокурором Россий­ской Федерации и подчиненными ему нижестоящими про­курорами.
Читайте также:  Договор купли продажи прицепа — скачать бланк

В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г.

№ 875, Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники, а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.

Предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.

  1. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии:
  2. · с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности;
  3. · иными федеральными органами исполнительной власти;
  4. · органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  5. · органами местного самоуправления;
  6. · органами прокуратуры;
  7. · профессиональными союзами (их объединениями);
  8. · объединениями работодателей;

· другими организациями (ст.365 Трудового кодекса Российской Федерации).

  • Взаимодействие осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Основными задачами федеральной инспекции труда являются:
  • · обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  • · обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • · обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

· доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст.355 Трудового кодекса Российской Федерации).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

  1. 1) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  2. 2) запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  3. 3) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  4. 4) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  5. 5) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  6. 6) направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  7. 7) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  8. 8) запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  9. 9) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  10. 10) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  11. 11) предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.
  12. Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Надзор и контроль за охраной труда

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.
Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

• состояния оборудования, территории, сооружений; • правильности ведения документации по ОТ; • наличия СИЗ и адекватного их использования работниками; • качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

Нормативное регулирование и документы

Создание безопасных условий труда, системы охраны труда в организации – одна из основных обязанностей работодателя (ТК РФ, ст. 212). Эта же мысль содержится и в Положении о СУОТ (Пр. №438н от 19/08/16, издан Минтрудом). При разработке отдельного положения о трехступенчатом контроле, входящего в общую систему локальных актов по ОТ организации, используются также отраслевые, ведомственные нормативные документы, такие как уже упомянутый Приказ №336н в строительстве, Приказ №237 МПТР.

Положение о трехступенчатом контроле базируется на указанных документах и содержит информацию:

  • о распределении ответственности;
  • об организации контрольных мероприятий;
  • об образцах локальной документации в сфере контроля.
Читайте также:  Типовые нормы выдачи спецодежды в 2023 году по профессиям

Организация 3-ступенчатого контроля сопровождается изданием соответствующего приказа по предприятию, с утверждением полномочий спецкомиссии по ОТ. Кроме того, необходимо утвердить образец контрольного журнала и образец акта, которым будут оформляться заключения комиссии на третьей ступени контроля.

Особенности классификации органов государственного надзора и контроля за соблюдением ТК РФ

На основании ст.1 ТК ряд отношений государственного контроля (надзора), профессионального контроля за тем, как соблюдается трудовое законодательство, (сюда же входит законодательство об охране труда) и ряд иных нормативно-правовых актов, которые включают в себя нормы трудового права, относят к другим, напрямую связанным с трудовыми, отношениям. Исходя из этого, можно сказать, что отношения, которые рассматриваются, можно воспринимать как предмет трудового права.

На основании ст.2 Конституции РФ под признанием, соблюдением и защитой прав и свобод гражданина понимается обязанность государства. Конституционные права относительно защиты трудовых прав работников государство реализует при помощи формирования и контроля деятельности специальных органов государственного надзора и контроля за тем, как соблюдается трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, которые содержат ряд норм трудового права.

Система данных органов подлежит классификации. Речь идет о:

  • органах, которые занимаются государственным контролем (надзором) за тем, как соблюдается трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, в состав которых входит ряд норм трудового права, во всех компаниях в России. Это органы ФИТ;
  • органах, которые занимаются государственным контролем за тем, как соблюдаются правила относительно надежного осуществления работ в отдельных направлениях и на ряде объектов промышленности. Это ряд федеральных органов исполнительной власти относительно надзора в установленных областях деятельности;
  • органах, которые осуществляют контроль внутриведомственного государственного характера за тем, как соблюдается трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, в состав которых входит ряд норм трудового права, в ряде подведомственных организаций;
  • органах, которые занимаются осуществлением государственного надзора за тем, насколько точно и единообразно исполняется трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, которые содержат ряд норм трудового права. Речь идет о Генеральном прокуроре РФ и ряде подчиненных ему прокуроров на основании федерального закона «О прокуратуре РФ».

Специфические элементы во время осуществления проверок рядом должностных лиц и органами ФИТ

Во время осуществления проверок рядом должностных лиц и органами ФИТ допустимо обозначить ряд элементов:

  • на определение правового регулирования, в первую очередь, влияют ратифицированные РФ конвенции МОТ относительно вопросов инспекции труда, а также ТК, другие федеральные законы и решения Правительства РФ;
  • список компаний, которые подлежат проверке, и их локация (так, ряд государственных инспекторов труда для того, чтобы осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, которые содержат нормы трудового права, инспектируют любые компании по всей РФ, не принимая во внимание их организационно-правовую форму и форму собственности);
  • система уведомлений (во время инспекционной проверки государственные инспекторы труда могут производить уведомление относительно своего присутствия работодателей или его представителей, исключительно в тех ситуациях, когда не думают, что данное уведомление могло бы нанести ущерб качестве контроля);
  • специфика проверок конкретных компаний определяется рядом федеральных законов и иных нормативно-правовых актов;
  • факт наличия необходимого распоряжения, которое предъявляется работодателям.

Надзор и контроль за охраной труда

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.
Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

• состояния оборудования, территории, сооружений; • правильности ведения документации по ОТ; • наличия СИЗ и адекватного их использования работниками; • качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Срок проверки: изменился или нет

Хотим сразу успокоить наших читателей: сроки проведения проверки не изменились. Как и ранее, в силу п. 12 Положения № 875 срок проведения каждой из проверок (плановой и внеплановой) не может превышать 20 рабочих дней. В некоторых случаях срок проведения проверки может быть сокращен в соответствии с п. 1.1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ.

В отношении работодателей – субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений инспекторов труда, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Роструда или госинспекции, но не более чем на 20 рабочих дней; в отношении малых предприятий – не более чем на 50 часов, в отношении микропредприятий – не более чем на 15 часов.

О предстоящей проверке учреждение уведомляется контрольным органом:

  • в случае проведения плановой проверки – не позднее чем за три рабочих дня до ее начала (п. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ);
  • в случае проведения внеплановой выездной проверки – не менее чем за 24 часа до ее начала (п. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

О нарушениях, выявляемых при проверках

Подобные нарушения носят разноплановый характер (это может быть несоблюдение отдельных положений, касающихся заключения (расторжения) трудового договора, оплаты труда, предоставления гарантий и компенсаций). На сайте Роструда размещен перечень типовых нарушений с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда работникам и тяжести последствий таких нарушений. Предлагаем ознакомиться с выдержками из данного документа. Нарушения сгруппированы по разделам и представлены в таблице, в которой содержатся ссылки на статьи ТК РФ.

Нарушение требований трудового законодательства Нормы ТК РФ Категория нарушения в зависимости от негативных последствий для работника, в баллах
Прием на работу (заключение трудового договора)
Уклонение от оформления трудового договора Статьи 16, 19.1, 67 Высокий риск (10 баллов)
Заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем Статья 15 Высокий риск (10 баллов)
Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем Статья 67.1 Высокий риск (10 баллов)
Ненадлежащее оформление трудового договора (за исключением условий оплаты труда) Статья 67 Средний риск (6 баллов)
Нарушение установленной процедуры оформления трудового договора Статья 57 Низкий риск (3 балла)
Нарушение правил ведения и хранения трудовых книжек, инструкции по заполнению трудовых книжек Статьи 65, 66, 309 Низкий риск (1 балл)
Прекращение трудового договора (увольнение)
Нарушение процедуры увольнения работника по инициативе работодателя в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем; сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя Статья 81 Высокий риск (10 баллов)
Нарушение установленной процедуры расторжения трудового договора Статьи 29, 71, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 127, 180, 269, 296, 327.6, 373, 384 Средний риск (6 баллов)
Рабочее время
Нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни, в нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время, допущенное в отношении водителей автомобиля Статьи 96, 99 Высокий риск (10 баллов)
Непредоставление работодателем междусменного отдыха водителю автомобиля Статья 103 Высокий риск (10 баллов)
Установление работодателем продолжительности рабочего времени в неделю или (при суммированном учете рабочего времени) за учетный период, превышающей предусмотренную законодательством продолжительность рабочего времени Статьи 91, 92, 104, 173, 174, 176, 320, 333, 350 Высокий риск (7 баллов)
Нарушение работодателем установленного законодательством порядка учета рабочего времени Статьи 91, 99, 109, 300 Средний риск (5 баллов)
Время отдыха
Непредоставление дополнительного отпуска Статья 116 Высокий риск (10 баллов)
Нарушение порядка предоставления отпуска Статья 114 Средний риск (6 баллов)
Непредоставление работодателем перерывов для отдыха и питания Статья 108 Средний риск (6 баллов)
Неутверждение (нарушение сроков и (или) порядка утверждения) работодателем графика предоставления ежегодных отпусков Статья 120 Низкий риск (2 балла)
Оплата труда
Невыплата работодателем работнику установленной трудовым договором зарплаты Часть 6 ст. 136 Высокий риск (10 баллов)
Выплата зарплаты ниже минимального размера оплаты труда Часть 3 ст. 133 Высокий риск (10 баллов)
Неоплата в установленном размере работы в выходные и нерабочие праздничные дни Статья 153 Высокий риск (8 баллов)
Неоплата в установленном размере сверхурочной работы Статья 152 Высокий риск (7 баллов)
Неустановление сроков выплаты зарплаты Статья 136 Средний риск (6 баллов)
Невыдача расчетного листка работнику Статья 136 Низкий риск (1 балл)
Гарантии и компенсации
Невыплата выходного пособия по ст. 178 ТК РФ Статья 178 Высокий риск (9 баллов)
Несохранение за работником среднего заработка на время прохождения обязательных медицинских осмотров Статья 185 Средний риск (6 баллов)
Ответственность сторон трудового договора
Нарушение процедуры наложения дисциплинарного взыскания Статья 193 Средний риск (6 баллов)
Охрана труда
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда Статьи 212, 225 Высокий риск (10 баллов)
Нарушение (несоблюдение) установленного порядка организации обязательных предварительных и (или) периодических медицинских осмотров Статья 212 Средний риск (6 баллов)
Нарушение установленного порядка выдачи и учета выдаваемых СИЗ Статья 212* Средний риск (6 баллов)
Отсутствие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности Статья 212 Средний риск (6 баллов)
Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
Несоблюдение установленных требований к организации труда работников в возрасте до 18 лет Статья 265 Высокий риск (9 баллов)
Несоблюдение установленных требований к организации труда женщин, лиц с семейными обязанностями Статьи 253, 254, 258 Средний риск (7 баллов)
Запрет заемного труда Статьи 56.1, 341.1, 341.2, 341.3 Средний риск (6 баллов)
Коллективные переговоры
Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению Статья 55 Средний риск (7 баллов)
Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения Статья 40 Средний риск (5 баллов)
Читайте также:  Льготы московским пенсионерам в 2023 году: полный список с комментариями

* А также Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.01.2015 № 290н.

Обучение по охране труда и инструктажи проводятся по разработанным и утвержденным программам обучения по охране труда, программам проведения инструктажей по охране труда и инструкциям по охране труда.

В организации утверждается перечень профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

Дополнительно разрабатывается программа обучения работников организации оказанию первой помощи пострадавшим на производстве и инструкция по охране труда по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

Для регистрации инструктажей и обучения работников по охране труда оформляются журналы:

— регистрации вводного инструктажа;

— регистрации инструктажа на рабочем месте;

— регистрации целевого инструктажа;

— учета инструкций по охране труда для работников;

— учета выдачи инструкций по охране труда для работников.

В случае если в организации работники освобождены от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, руководителем утверждается перечень профессий и должностей данных работников.

Для организации проведения стажировки оформляется положение о проведении стажировки на рабочем месте. Для проведения стажировки разрабатывается программа стажировки на рабочем месте. По результатам стажировки издается распоряжение о допуске к самостоятельной работе.

Для проверки знаний работников оформляется приказ о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников. По результатам проверки знаний оформляется протокол заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда.

Проверяются документы:

· приказ о разработке инструкций по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ с указанием наименования инструкции, ответственного разработчика и срока разработки;

· перечень профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

· разработанные и утвержденные программы обучения по охране труда, программы проведения инструктажей по охране труда и инструкции по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ, в том числе инструкция по охране труда по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

· журнал регистрации вводного инструктажа;

· журнал регистрации инструктажа на рабочем месте;

· журнал регистрации целевого инструктажа;

· журнал учета инструкций по охране труда для работников;

· журнал учета выдачи инструкций по охране труда для работников;

· перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утвержденный работодателем;

· приказ о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников;

· протокол заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда;

· положение о проведении стажировки на рабочем месте;

· программа стажировки на рабочем месте;

· распоряжение о допуске к самостоятельной работе по результатам стажировки;

· перечень видов работ (мест производства, условий), на выполнение которых необходимо выдавать наряд-допуск и журнал регистрации нарядов-допусков (при наличии таких видов работ).

Утверждается перечень должностей и профессий работников, которым по условиям труда выдается бесплатное профилактическое питание (молоко, соки и другие равноценные продукты).

Если от работника поступит заявление о замене профилактического питания денежной компенсацией, то издается приказ о замене выдачи профилактического питания денежной компенсацией.

Проверяются документы:

· утвержденный перечень должностей и профессий работников, которым по условиям труда выдается бесплатное профилактическое питание;

· приказ о замене выдачи профилактического питания денежной компенсацией.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *