Правила перевозки детей в автомобиле 2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки детей в автомобиле 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В российских правилах дорожного движения нет запрета на перевозку детей в автокреслах и бустерах на переднем пассажирском сиденье. Если водитель хочет посадить ребенка рядом с собой, ему придется установить детское удерживающее устройство, а также внимательно прочитать инструкцию в графе рекомендаций по работе подушек безопасности. Некоторые производители автокресел и автолюлек рекомендуют отключать переднюю пассажирскую подушку безопасности, потому что она в случае аварии может травмировать ребенка. Чаще всего такое требование встречается в инструкциях автолюлек для грудных детей, которые устанавливаются против хода автомобиля.

Классификация детских автокресел

Различают шесть групп удерживающих систем, каждая из которых предназначена для разного веса и возрастов юных пассажиров. При выборе детского автокресла следует отталкиваться именно от параметров роста и веса – поскольку это наиболее точный показатель того, подойдёт оно вашему ребёнку или нет.

Сравнительная таблица детских удерживающих систем (автокресел):

Группа автокресел Возраст Вес/рост ребёнка Особенности удерживающего устройства
0 с рождения не более 10 кг, до 75 см предназначение – для новорожденных, наклон спинки 30-45 градусов, располагается против хода движения машины
0+ с рождения до 15 месяцев до 13 кг, до 75 см обычно это автолюлька, ребёнка пристёгивают внутренними ремнями, положение – полулёжа, против хода движения ТС
Категория I 1 – 4 года от 9 до 18 кг, до 98 см дети уже сидят, направление – лицом по ходу движения машины, поддержка либо ремнями безопасности, либо «столиком»
Категория II 3 – 6 лет 15 – 25 кг, до 120 см аналогично предыдущему
Категория III 6 – 12 лет 25 – 36 кг, до 135 см бескаркасные удерживающие устройства – бустеры, фиксация ремнём безопасности
Универсальные любой (до 12 лет) любой из вышеперечисленных регулируется в зависимости от веса и роста ребёнка, подходит как для новорожденных, так и для детей до 11 лет (включительно),

Можно ли сажать ребенка вперед

В российских правилах дорожного движения нет запрета на перевозку детей в автокреслах и бустерах на переднем пассажирском сиденье. Если водитель хочет посадить ребенка рядом с собой, ему придется установить детское удерживающее устройство, а также внимательно прочитать инструкцию в графе рекомендаций по работе подушек безопасности. Некоторые производители автокресел и автолюлек рекомендуют отключать переднюю пассажирскую подушку безопасности, потому что она в случае аварии может травмировать ребенка. Чаще всего такое требование встречается в инструкциях автолюлек для грудных детей, которые устанавливаются против хода автомобиля.

Некоторые автомобили даже оснащаются креплениями системы ISOFIX на переднем сиденье (например, почти все модели Skoda), что значительно упрощает установку детского кресла, лучше его фиксирует, тем самым повышая безопасность ребенка спереди. Все остальные методы перевозки детей на переднем кресле, будь то люлька от коляски, различные переноски и конверты, недопустимы и могут привести не только к штрафу для водителя, но и к серьезным травмам ребенка.

Что такое организованная перевозка детей?

Но для начала, четко сформулируем, что же это такое:

Организованная перевозка группы детей — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.

Пункт 1.2 ПДД

Это значит, что организованная перевозка — это:

  • Поездка в автобусе, который не является маршрутным транспортом.
  • В группе 8 и более детей, путешествующих без родителей.
Читайте также:  Порядок проведения периодических медицинских осмотров работников в 2023 году

Какие случаи не относятся к организованной перевозке?

  • Учитель отправляется с классом на автобусе №12 в цирк — это поездка по маршруту городского транспорта.
  • В группе 8 и более детей, в том числе с родителями, а без родителей едут в общем 7 или менее детей.
  • В группе 7 и менее детей.

Требования к сопровождающему

Задача сопровождающих группы — следить за поведением детей, их питанием, состоянием здоровья, за соблюдением своими подопечными правил безопасного проезда в автобусе и посадке-высадке из него. Также в случае необходимости сопровождающий корректирует маршрут.

Аварийная сигнализация должна быть включена:
при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей» и высадке из него.

Пункт 7.1 ПДД

Согласно правилам перевозки организованных групп детей, количество сопровождающих может быть любым, минимум — 1 взрослый на 20 детей. Если в путь отправляются несколько автобусов — сопровождающие должны быть в каждом, а минимальное их число должно равняться количеству дверей. При этом при посадке-высадке детей взрослый должен быть у открытой двери.

Почему это важно? Для безопасности юных пассажиров. Например, при отсутствии контроля ребенок может выскочить из автобуса и побежать на проезжую часть. Или затеряться в толпе людей, которые идут в этот момент по тротуару.

При подаче уведомления в ГИБДД всех сопровождающих необходимо включить в список пассажиров.

Требования к медработнику

Новые правила перевозки школьников стали проще — больше не нужно брать медработника, если в путешествие отправляются 1 или 2 автобуса.

Медработник потребуется, если

  • продолжительность рейса более 12 часов;
  • в поездку отправляется колонна из 3-х или более автобусов.

При себе медработнику нужно иметь копию лицензии на осуществление медицинской деятельности или же копию договора с организацией или предпринимателем, у которых имеется такая лицензия.

Требования к автобусам для перевозки детей

Автобус, на котором будет осуществляться организованная перевозка, должен удовлетворять ряду требований:

  • Соответствие по конструкции и назначению техническим требованиям, актуальным для пассажирских перевозок.
  • Допущение к участию в дорожном движении в порядке, установленном законодательством.
  • Наличие знака «Перевозка детей», который устанавливается впереди и сзади машины
  • Наличие включенного проблескового маяка (желтого или оранжевого). Это правило действует с июля 2018. Данный маяк не дает никакого преимущества перед другим транспортом, но информирует других участников дорожного движения о том, что в транспорте дети.
  • Техническое оснащение: наличие тахографа, аппаратуры для спутниковой связи ГЛОНАСС/GPS (действует с 30.05.2021 года).
  • Оснащение автоматической системой, которая оповещает о том, что транспортное средство начало движение назад.
  • Наличие талона, подтверждающего прохождение техосмотра.
  • Для транспорта, теоретически способного развить скорость больше 60 км/час – наличие ограничителя скорости.
  • Автобус не должен быть выпущен ранее, чем 10 лет назад (актуально с 30 июля 2021 года)

Действующие регламенты

Такая ответственная задача требует от водителя высокого уровня профессионализма, внимательности и стрессоустойчивости. Важно четко понимать, соответствует ли рабочее место всем требованиям законодательства. Кроме того, высокому уровню безопасности должны соответствовать и транспортные средства, задействованные на городских, пригородных или междугородних маршрутах. Именно поэтому требования к пассажирским автобусам также заранее регулируются действующими правилами и нормативами.

В Российской Федерации законодательными документами являются:

  • Федеральный закон №220 (действующий от 13 июля 2015 года) в полной мере координирует существующие нормативы, регламентирующие перевозку людей на автобусном транспорте по регулярным маршрутам.
  • Устав автомобильного транспорта и электротранспорта (легковые и грузовые авто, а также прицепы и полуприцепы, автобусы, троллейбусы, трамваи).
  • Постановление правительства РФ №112 (действующее от 14 февраля 2002 года).

Классификация детских автокресел

Различают шесть групп удерживающих систем, каждая из которых предназначена для разного веса и возрастов юных пассажиров. При выборе детского автокресла следует отталкиваться именно от параметров роста и веса – поскольку это наиболее точный показатель того, подойдёт оно вашему ребёнку или нет.

Читайте также:  В Саратовской области определен прожиточный минимум на 2023 год

Сравнительная таблица детских удерживающих систем (автокресел):

Группа автокресел Возраст Вес/рост ребёнка Особенности удерживающего устройства
0 с рождения не более 10 кг, до 75 см предназначение – для новорожденных, наклон спинки 30-45 градусов, располагается против хода движения машины
0+ с рождения до 15 месяцев до 13 кг, до 75 см обычно это автолюлька, ребёнка пристёгивают внутренними ремнями, положение – полулёжа, против хода движения ТС
Категория I 1 – 4 года от 9 до 18 кг, до 98 см дети уже сидят, направление – лицом по ходу движения машины, поддержка либо ремнями безопасности, либо «столиком»
Категория II 3 – 6 лет 15 – 25 кг, до 120 см аналогично предыдущему
Категория III 6 – 12 лет 25 – 36 кг, до 135 см бескаркасные удерживающие устройства – бустеры, фиксация ремнём безопасности
Универсальные любой (до 12 лет) любой из вышеперечисленных регулируется в зависимости от веса и роста ребёнка, подходит как для новорожденных, так и для детей до 11 лет (включительно),

И ниже мы подробнее рассмотрим каждую группу автокресел.

С применением никаких проблем возникнуть не должно. В развернутом виде оно напоминает трапециевидную накладку с пуговицами. С помощью этих пуговиц можно отрегулировать размер непосредственно под параметры сына или дочери.

Дополнительные правила

Изначально правила перевозки детей в автомобиле были недостаточно проработаны. Например, все дети до 12 лет должны были находиться в специальном удерживающем устройстве вне зависимости от их веса и роста. Это создавало массу неудобств и разночтений в ПДД. На данный момент появилось множество уточнений, которые стоит знать любому водителю:

  • Теперь правила размещения детей зависят от их возраста и роста, а также места, на которое вы планируете посадить несовершеннолетнего. Если по каким-то причинам подобрать подходящее кресло или бустер невозможно, ребенка старше 7 лет можно сажать на заднее сиденье и пристегивать обычным ремнем.

  • Появилось слово «включительно». Если ребенку уже исполнилось 12 лет, вам не требуется детское автокресло на переднем сиденье автомобиля для перевозки.

  • Если ребенка планируется перевозить на грузовом автомобиле, где предусмотрены только передние сиденья, в салоне необязательно размещать бустер или автокресло. Ребенка от 7 до 11 лет здесь можно пристегивать только ремнями. Для пассажиров младше придется покупать специальное удерживающее устройство.

  • В автомобилях, где не предусмотрено ни ремней, ни детских автокресел, ребенка можно перевозить так же, как и взрослых. Однако риск для его здоровья и жизни будет выше.

  • На заднем сиденье мотоцикла детей младше 12 лет перевозить нельзя вообще, даже в шлеме. Маленький ребенок не может держаться достаточно крепко.

  • Мопеды, трактора и другие транспортные средства, кроме легковых и грузовых автомобилей, оснащать детскими автокреслами не нужно.

  • В первой редакции правил, касающихся перевозки детей в автомобилях, использовать в салоне дозволялось только те устройства, которые можно пристегнуть с помощью ремней безопасности. Однако современные кресла, автолюльки и бустеры имеют систему ISOFIX, которая надежно удерживает устройство на месте. Система ISOFIX жестко сцепляет детские удерживающие устройства со стационарным сидением автомобиля. Такую конструкцию не нужно дополнительно пристегивать ремнем.

Правила перевозок детей в салоне автомобилей стали гораздо яснее, а их неукоснительное выполнение теперь не требует массы дополнительных расходов. Ознакомившись с ними внимательно, вы сможете перевозить детей с комфортом и безопасно, не опасаясь штрафов.

    Какие бустеры можно использовать, а какие нет

    Установка ДУУ и размещение в них детей осуществляется согласно руководству по эксплуатации этих устройств. ДУУ должны соответствовать следующим стандартам:

    • ГОСТ Р 41.44–2005 (Правила ЕЭК ООН N 44) для защитных приспособлений российского производства;
    • ECE R44/04 — для импортных удерживающих систем.

    Обязательные критерии детских защитных средств прописаны в ГОСТ Р 41.44–2005 (Правила ЕЭК ООН N 44), согласно им, удерживающие системы считаются безопасными при наличии соответствующего сертификата, сопровождающегося специальной маркировкой с обязательным отражением следующих данных:

    1. Стандарт безопасности — после 2009 года ЕСЕ R 44/04.
    2. Тип детского защитного устройства.
    3. Допустимый вес ребёнка для конкретной модели.
    4. Уникальный номер, присвоенный при тестировании, информация об изготовителе и проводимых тестах на безопасность — код страны и индикатор соответствия.
    Читайте также:  Штраф за превышение скорости в 2022 году

    Правила перевозки детей в автомобиле согласно ПДД

    Пройдемся по основным правилам дорожного движения, так или иначе связанным с перевозкой детей. Однако надо понимать, что все, требуемое для перевозки людей вообще, относится и к детям, а приведенные нормы должны выполняться сверх этого.

    • Перевозка детей в бортовом кузове грузового автомобиля запрещается (п.22.2 ПДД РФ).
    • Групповая (централизованная) перевозка детей должна соответствовать не только ПДД, но и нормам специального постановления Правительства России и другим нормативным актам, при их наличии (п.22.6 ПДД).
    • Дети до 7 лет, включая новорожденных (грудничков), должны перевозиться только в специальных креслах (люльках, с помощью удерживающих устройств – здесь и далее п.22.9 ПДД РФ).
    • Ребенок с 7 до 12 лет может перевозиться на переднем сидении, но только с использованием кресла, или на заднем – с использованием как кресла, так и обычных ремней безопасности.
    • Удерживающие устройства должны соответствовать весу и росту ребенка, а размещаться в салоне в соответствии с инструкцией по их эксплуатации.
    • Детей до 12 лет нельзя перевозить на заднем сидении мотоцикла.

    Последний пункт наиболее прост – это прямой запрет, не предполагающий никаких нюансов. С некоторыми другими условиями нужно разобраться более подробно.

    Виды приспособлений для перевозки

    Существует несколько видов фиксирующих приспособлений для провоза детей в автомобилях, автобусах. К ним относится автокресло, полукресло (бустер), автолюлька, крепящиеся внутри салона ремешками, скобами. Кресло и бустер разрешено использовать на переднем и заднем сидении, люльку — только на заднем. Самым безопасным местом, согласно статистическим данным, считается центральная часть заднего сиденья.

    Чтобы в последующем не менять устройства, можно сразу приобрести универсальное, форма и размер которого регулируют с помощью специальных деталей. Если кресло установлено рядом с водителем, то подушку безопасности лучше отключить, поскольку при активации она может навредить малышу. Подушку не отключают при провозе подростка старше 12 лет.

    С применением никаких проблем возникнуть не должно. В развернутом виде оно напоминает трапециевидную накладку с пуговицами. С помощью этих пуговиц можно отрегулировать размер непосредственно под параметры сына или дочери.

    Адаптер крепится на штатные ремни в трех точках с помощью тех же пуговиц или кнопок. Дополнительная лямка обхватывает бедра малыша.

    Устройство ФЭСТ сделано из мягкой ткани, так что никакого дискомфорта дети испытывать не будут.

    Чтобы оно прослужило как можно дольше, запрещено делать следующие действия:

    • пристегивать одним ремнем двоих или более пассажиров;
    • подвергать его каким-либо негативным воздействиям — пытаться разорвать, жечь, резать ножницами;
    • нельзя применять в тех случаях, если ребенок находится на руках у взрослых;
    • пристегивать им детей, чей рост не достиг 110 сантиметров.

    Принципы организации дорожного движения на территории Европы

    В Европе установлены некоторые общие нормы и понятия, которые в последние годы стараются внедрять и в РФ. Они очевидны, но при этом, к сожалению, у нас довольно немного водителей стараются их соблюдать:

    • Необходимо быть осторожным и проявлять заботу об остальных участниках дорожного движения.
    • Уважительно относиться к находящимся на дороге и живущим рядом с ней людям.
    • Оказывать особое внимание инвалидам, школьникам, маленьким детям и пожилым гражданам.
    • Обеспечивать со своей стороны отсутствие помех для остальных участников движения.
    • Следовать принципу, что дорога — это зона общих обязанностей, а не ваших прав.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *