Педагог дополнительного образования: кто он?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Педагог дополнительного образования: кто он?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Коммуникабельным, способным найти общий язык с разными людьми, уверенным в себе. На ваши занятия будут приходить и застенчивые дети, которых трудно вытащить из «скорлупы», и гиперактивные ребята, не способные спокойно усидеть на месте пять минут подряд. К каждому из них нужен свой подход. То же касается и родителей — вам могут встретиться папы и мамы, для которых важнее всего первые места на соревнованиях и отличные оценки, но могут встретиться и те, кто вообще не интересуется успехами ребенка и его увлечениями.

Плюсы и минусы профессии

Начнем с недостатков:

  • Педагогам дополнительного образования, в отличие от учителей-предметников, нужно уметь привлекать и удерживать учеников. Их занятия не обязательны для посещения, поэтому если отношения с ребенком не сложились, он просто перестанет ходить на уроки. Иногда у преподавателя есть всего один шанс произвести хорошее впечатление на ученика и родителей.
  • Раз в 5 лет нужно проходить обязательную аттестацию. Специальная комиссия решает, имеет ли право работать педагог дополнительного образования (соответствие должности) и если да, какую квалификацию ему присвоить. К аттестации нужно долго готовиться — собирать перечни программ, копии своих научных статей и докладов, результаты работы с учениками и родителями (анкеты, отчеты, копии грамот и дипломов за призовые места на соревнованиях и пр.), отчитываться о повышении собственной квалификации и т. д.
  • Иногда дети приходят в секцию или кружок, потому что этого хотят родители. С такими учениками работать труднее. Более того, бывают случаи, когда приходится объяснять родителям, почему ребенка нельзя учить из-под палки.

    В отличие от основного образования, от дополнительного можно отказаться в любой момент. Мотивацией для обучения в вузах, колледжах и школе служит возможность получить знания, навыки и, конечно, документы, с помощью которых можно устроиться на работу. Но для тех, кто посещает кружки, секции и факультативы, такая мотивация не действует. И преподавателю важно об этом помнить — если его уроки не будут нравиться и приносить пользу, ученик просто не придет на следующее занятие. Именно поэтому учителю стоит уделить максимум внимания индивидуальной работе с каждым ребенком, созданию и поддержанию хорошей атмосферы на уроках, развитию талантов и поиску тех плюсов, ради которых ученики будут ходить на занятия на постоянной основе.

    В отличие от учителей школ и преподавателей вузов, педагоги дополнительного образования не могут давать ученикам объемные домашние задания — иначе у учащихся просто не останется времени на основную учебу и на отдых. Нужно соблюдать баланс между навыками, которые оттачивает ученик, и временем, которое он тратит.

    Аттестация педагога дополнительного образования

    Преподаватели ДО аттестовываются один раз в пять лет членами специальной комиссии, создаваемой внутри образовательного учреждения. Данная аттестация проводится в целях подтверждения соответствия занимаемой должности и является обязательной.

    Курс «Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности»

    Программа разработана согласно изменениям ФГОС, вступившим в силу с 01.09.2022.

    Длительность занятий: 36–248 часов.

    Цель: повышение квалификации педагогов ДО в области оформления процесса образования в контексте характеристик нового допобразования.

    Требования к квалификации педагогического работника: образование среднее профессиональное или высшее педагогическое/психологическое.

    Категория слушателей: педагоги допобразования, методисты ДО и общего образования, осуществляющие дополнительные общеобразовательные программы.

    Сколько зарабатывают педагоги дополнительного образования

    Средняя зарплата педагога дополнительного образования в России — 45 000 рублей, педагога для детей — 52 000 рублей. Уровень зарплаты зависит от региона, например, по данным Росстат а, в Москве педагоги получают в среднем 107 000 рублей, в Санкт-Петербурге — 75 000 рублей, в Пензенской области — 33 000 рублей, в Ростовской — 41 000 рублей.

    Также уровень зарплаты зависит от компании: в частных обычно выше, чем в государственных. И от стажа специалиста. Уровень зарплат в вакансиях для педагогов без опыта варьируется от 10 000 рублей до 60 000 рублей, а в сфере IT и преподавания английского языка — до 120 000 рублей.

    На вопрос «Сколько зарабатывают педагоги дополнительного образования в частной практике?» ответить однозначно тоже нельзя. Начинающие специалисты берут от 1 000 рублей за занятие или консультацию, дальше доход не ограничен и зависит от стажа, специализации, формата работы, субъективного ощущения профессиональной ценности.

    Плюсы и минусы профессии

    Начнем с недостатков:

    • Педагогам дополнительного образования, в отличие от учителей-предметников, нужно уметь привлекать и удерживать учеников. Их занятия не обязательны для посещения, поэтому если отношения с ребенком не сложились, он просто перестанет ходить на уроки. Иногда у преподавателя есть всего один шанс произвести хорошее впечатление на ученика и родителей.
    • Раз в 5 лет нужно проходить обязательную аттестацию. Специальная комиссия решает, имеет ли право работать педагог дополнительного образования (соответствие должности) и если да, какую квалификацию ему присвоить. К аттестации нужно долго готовиться — собирать перечни программ, копии своих научных статей и докладов, результаты работы с учениками и родителями (анкеты, отчеты, копии грамот и дипломов за призовые места на соревнованиях и пр.), отчитываться о повышении собственной квалификации и т. д.
    • Иногда дети приходят в секцию или кружок, потому что этого хотят родители. С такими учениками работать труднее. Более того, бывают случаи, когда приходится объяснять родителям, почему ребенка нельзя учить из-под палки.

    Плюсы в работе педагога дополнительного образования:

    • Огромное количество интересных активностей. Если дети занимают призовые места на конкурсах, выставках и соревнованиях, это очень вдохновляет, укрепляет гордость за свою работу. Но даже небольшие успехи в занятиях уже дарят позитивные эмоции и берегут от профессионального выгорания.
    • Дополнительным образованием интересуются в первую очередь увлеченные, талантливые дети, которые действительно заинтересованы в успехе. Работать с ними гораздо проще, чем с ребятами, ненавидящими учебу.
    • Есть возможность получать зарплату существенно выше средней, особенно если заниматься с одаренными учениками в индивидуальном порядке.
    • Длинный отпуск — 56 дней, притом можно без проблем отдыхать летом.
    • Сравнительно короткий рабочий день: стандартная ставка составляет 18 часов в неделю.

    Качества, которыми должен обладать педагог

    Для того, чтобы качественно выполнять свои обязанности, преподаватель дополнительного образования должен соответствовать существующим требованиям и определенному складу характера.

    Профессиональные качества касаются необходимого образования, уровня знаний, имеющейся квалификации, опыта и навыков.

    Личными качествами, которые помогут преподавателю в эффективности и успехе, будут:

    • любовь к людям и желание общаться;
    • терпение и стрессоустойчивость;
    • тяга к самообразованию и самосовершенствованию;
    • вежливость и такт;
    • ответственность и соблюдение дисциплины;
    • внимательность и сосредоточенность;
    • чувство юмора;
    • творческие способности.

    Педагог дополнительного образования (декоративно-прикладное творчество)

    • Академический рисунок
    • Академическая живопись
    • Декоративное творчество
    • Бумагопластика
    • Основы композиции
    • Художественная керамика
    • Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в системе дополнительного образования
    • Теория и методика воспитания в учреждениях ДО
    • Психология образования и педагогической деятельности
    • Социально-педагогическое проектирование в учреждениях дополнительного образования
    • Современные образовательные технологии
    • Методика преподавания предметных областей «Изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство», «Дизайн»
    • Безопасность среды и охрана труда в образовательной организации дополнительного образования
    • Основы андрагогики

    Принципы организации дополнительного образования

    Система дополнительного образования опирается на некоторые общие педагогические принципы, а также имеет свои особенные фундаментальные законы.

    Систему дополнительного образования можно охарактеризовать следующими принципами организации:

    • Принцип демократии – наличие возможности выбора консолидации прохождения занятий заведения образования, направления и области педагогической деятельности.
    • Принцип культуросообразности – знакомство с культурными ценностями, их принятие, знакомство с культурным наследием.
    • Принцип ответственности – ответственность за свои действия и поступки, выбор своей жизненной позиции и исполнении определенных ролей.
    • Принцип гуманизма – создание творческой атмосферы и комфортного психологического климата.
    • Принцип продуктивности – достижение целевого назначения дополнительного образования, изменение социума в лучшую сторону.
    • Принцип педагогической помощи – оказание помощи ребенку в его саморазвитии, самосовершенствовании и реализации талантов.

    Каким должен быть педагог дополнительного образования?

    Коммуникабельным и уверенным в себе детям проще налаживать общий язык с окружающими. У таких ребят возникают проблемы во время обучения, но они не связаны с талантом и уровнем знаний.

    Также некоторые проблемы возникают для гиперактивных детей, которые не могут сосредоточиться на предмете. Это же относиться и к родителям, которые думают о собственных интересах. Они хотят, чтобы ребенок получал хорошие оценки и занимал первые места во время проведения соревнований.

    Особое внимание уделяют моменту планирования и анализу результатов. Для этого используют информационные технологии. Важно гибко менять методики и технологии с учетом успехов конкретных детей.

    Также важен педагогический талант и оптимизм. Это умение верить в способности детей, настраивать их на положительный результат и успех в короткое временя. Каждому успеху способствуют длительные часы работы и предварительной подготовки.

    Уровень зарплат педагогов дополнительного образования

    Уровень дохода преподавателя может значительно отличаться в зависимости от разных факторов:

    Разброс по уровню заработной платы существенный. В регионах он составляет от 15000 до 75000 рублей в месяц. В столице уровень доходов составляет 25000-120000 рублей. Для увеличения дохода необходимо регулярно повышать квалификацию, выбирать работу в престижных образовательных учреждениях или частных школах.

    По общей практике педагоги дополнительного образования имеют 7 – 14 разряд. В качестве базового оклада берется параметр для 1-го разряда, его умножают на тарифный коэффициент, после чего получают ставку для определенной категории сотрудников.

    Читайте также:  Льготы для инвалидов I и II группы

    Зарплата включает несколько частей – основную в качестве оклада, выплата для компенсации переработок, надбавка с учетом звания и победы в конкурсах. Педагог проходит аттестацию 1 раз в пять лет для получения первой, второй или высшей категории. Квалификационная комиссия определяет уровень профессионализма специалиста, учитывая достижения его воспитанников в различных формах обучения и личных побед учителя в различных конкурсах и соревнования.

    Таким образом, профессия педагога дополнительного образования является одной из наиболее востребованных. При этом необходимо не только получить среднее специальное или высшее образование, но и регулярно проходить повышение квалификации. Профессия интересна тем, что позволяет развивать таланты детей и направлять их к личному успеху.

    Правовой статус педагогического работника — Блог инспектора народного образования

    Впервые в новом законе об образовании прописан правовой статус педагогических работников. Законодательно признается их особый статус в обществе, и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

    Что такое правовой статус педагогического работника

    Правовой статус педагогического работника – это совокупность прав и свобод (в том числе академических), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Кто относится к педагогическим работникам

    Согласно закону об образовании «педагогический работник — это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». Следовательно, это учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, преподаватель, педагог-организатор, учитель-логопед, педагог-психолог и т.д.

    Основные требования

    Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Как видим, наряду с известными требованиями для педработника должны быть установлены профстандарты, которым он тоже должен соответствовать.

    Академические права и свободы

    Для педагогогических работников (далее — педработники) сохранены имеющиеся у них в настоящее время права и свободы, в том числе свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания; на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания; на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций; право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, право доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности; на участие в управлении образовательной организацией; на объединение в общественные профессиональные организации, на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников и др.

    Подчеркнуто, что академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений.

    Трудовые права и социальные гарантии

    Сохраняются и имеющиеся трудовые права и соцгарантии, в т.ч. такие как право на сокращенную рабочую неделю, на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на предоставление педагогическим работникам вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

    Сохранены льготы и для сельских педработников. Педработники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

    За субъектами Российской Федерации законодательно закреплено право устанавливать дополнительные меры государственной поддержки выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, привлекаемых к педагогической деятельности (молодым специалистам).

    Рабочее время

    В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Соотношения частей работы (учебной и другой) определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    Режим рабочего времени и отдыха определяется трудовым договором, локальными нормативными актами, графиками работы и расписанием занятий.

    Читайте также:  Переход с ООО на ИП и наоборот

    Участие в ЕГЭ

    Законодательно закреплены и трудовые права педработников, привлекаемых для проведения ЕГЭ. За работу по подготовке и проведению ЕГЭ им выплачивается денежная компенсация, размер и порядок выплаты которой устанавливаются субъектом Российской Федерации.

    Повышене квалификации

    Теперь педработники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности (повышение квалификации) за счет средств работодателя значительно чаще — раз в три года, а не раз в 5 лет, как было раньше.

    Обязанности

    Педработник, обладая определенными правами, несет и определенные обязанности, в т.ч. он должен осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию рабочей программы, развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.

    При этом он обязан применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействуя при необходимости с медицинскими организациями; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

    Педработник также обязан систематически повышать свой профессиональный уровень; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, медосмотры (при поступлении на работу, периодические, внеочередные), обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, соблюдать устав, правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные акты образовательной организации.

    Педработнику запрещается:

    • оказывать платные образовательные услуги обучающимся образовательной организации, в которой он работает, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника;
    • использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

    Система внешкольного образования

    Центр дополнительного образования есть не только в крупных городах, но и в небольших провинциальных городках РФ. Всего в стране насчитывается более 20 тысяч таких заведений. В них занимаются тысячи девчонок и мальчишек. дополнительного образования подразумевает именно внеурочную деятельность с детьми. Такие люди занимаются комплектацией состава разнообразных творческих студий, стараются сохранять контингент, использовать специальные программы. Подобная структура подразумевает наличие множества секций и кружков разнообразной направленности: художественных, спортивных, вокальных, интеллектуальных.

    Периодическая аттестация педагога дополнительного образования проводится по тем же правилам, что и в обычных учебных учреждениях. Профильное министерство РФ, осознавая значимость внеучебной работы, сделало её обязательной теперь и в самих школах, гимназиях, лицеях. Если в отдельных центрах дополнительного образования ребятам предлагают разнообразные виды деятельности, то в учебных учреждениях часто выбирают 2-3 приоритетных вида внеурочной работы. Например, в школе функционируют спортивные секции, есть танцевальная студия. Безусловно, такая ограниченность в выборе досуга не способствует формированию гармонически развитой личности, не удовлетворяет в полной мере запросы обучающихся и их родителей. Именно поэтому и функционируют в стране многочисленные отдельные учреждения, предназначенные именно для внеурочной работы со школьниками и подростками.

    По этой специальности83В среднем по другим10

    На эту специальность1 678В среднем на другие221

    Универсальные компетенции

    Специалист, ведущий кружок в ДОУ, должен обладать профессиональными навыками и знаниями, а также личностными качествами, способствующими успешной деятельности в данной сфере.

    Само собой, ему необходимо владеть достаточно высоким уровнем мастерства и быть компетентным в том, чему он будет учить детей: спорте, каком-либо виде творчества, знании иностранного языка и так далее.

    Кроме того, педагогу дополнительного образования нужно уметь:

    • разрабатывать программы обучения с учетом возраста и возможностей воспитанников;
    • подбирать подходящие методики, приемы и технологии;
    • планировать каждое занятие, а также работу на длительный период – неделю, месяц, год;
    • поддерживать интерес детей к обучению;
    • выявлять наиболее способных дошкольников и развивать их природные задатки (заниматься с ними индивидуально, готовить к участию в конкурсах и смотрах);
    • консультировать родителей;
    • организовывать мероприятия по профилю кружка;
    • пользоваться компьютером и мультимедийной аппаратурой.

    Также преподаватель должен знать:

    • законодательство РФ и нормативно-правовые акты, касающиеся сферы образования; (государственные стандарты);
    • возрастную психологию дошкольников;
    • учебную программу, план работы, устав и правила внутреннего распорядка ДОУ, в котором работает;
    • современные педагогические технологии;
    • свою должностную инструкцию.

    Наконец, руководитель кружка в детском саду должен обладать специфическими личными качествами:

    • коммуникабельностью;
    • психической уравновешенностью;
    • инициативностью;
    • доброжелательностью;
    • терпеливостью;
    • организаторскими способностями;
    • эмоциональным интеллектом;
    • креативностью.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *